news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Малый театр представил в Казани комедию Александра Островского

На сцене Татарского академического театра имени Галиасгара Камала триумфально прошел последний гастрольный спектакль Академического малого театра.

(Казань, 20 июня, «Татар-информ», Сергей Саввин). На сцене Татарского академического театра имени Галиасгара Камала триумфально прошел последний гастрольный спектакль Академического малого театра – комедия Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

Восемь дней продолжались первые гастроли Малого театра в Татарстане. Казанцы и гости столицы республики увидели 4 постановки последнего десятилетия: «Чайку» Антона Чехова и комедию «Свадьба, свадьба!» по его же коротким шуткам, комедию Эжена Скриба на исторический сюжет «Тайны мадридского двора» и одну из самых популярных комедий Александра Островского, воплощенную на сцене в 2002 году народным артистом России режиссером Владимиром Бейлисом. 

Бессмертные сочинения нашего классика не сходят со сцен российских и зарубежных театров вот уже полтора столетия. В их числе и «На всякого мудреца довольно простоты» (1868). История незаурядного, но небогатого человека, правдами и неправдами стремящегося в так называемый высший свет, актуальна – увы – и сегодня.

Еще при жизни автора критики пеняли ему за водевильность сюжета, за некоторую искусственность фабулы. Тем не менее, «На всякого мудреца», пожалуй, чаще других сочинений Островского ставится в наших театрах. Непреходящая актуальность плюс некоторая детективность обеспечили не очень удачной, по мнению современников драматурга, пьесе долгий успех. 

Вот и на сцене казанского Качаловского театра в минувшем сезоне появилась новая версия этой истории – спектакль «Глумов». Тем интереснее знакомство с работой москвичей, ведь Малый театр – это театр Островского, хранилище великих традиций начального и более позднего расцвета отечественной драматургии и актерского искусства. 

Егор Глумов (заслуженный артист России Александр Вершинин) умен, да беден, и выстраивает он, с помощью матушки (Глумова – Клавдия Моисеева), дерзкую линию: приблизиться к дальнему родственнику – богачу Мамаеву (народный артист России, лауреат Государственной премии России Александр Потапов), заручиться его расположением и с помощью окружения этого дядюшки, таких же влиятельных в городе людей – генерала Крутицкого (народный артист России Борис Клюев) и депутата Городулина (народный артист России Александр Клюквин) свататься к воспитаннице (Машенька – народная артистка России Ольга Пашкова) вдовы Турусиной (народная артистка России Лилия Юдина), владеющей сотнями тысяч. И наступит совсем другая жизнь! Ради этого не жаль подставить поклонника Машеньки простодушного гусара Курчаева (Григорий Скряпкин) и постыдно откупиться от сотрудничающего с прессой шантажиста Голутвина (Антон Хомятов). А чтобы внутренне освободиться от гнета совести, свои шаги – беседы с влиятельными господами и траты на мелкий подкуп лакеев и приживалок Глумов отмечает в дневнике, и пишет все, что думает о тех, кому принужден подобострастно льстить, на пути к заветной женитьбе. 

Вот только супруга Мамаева (Клеопатра Львовна – народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР Ирина Муравьева), симпатизирующая Глумову и потому ревнующая его к юной избраннице, похищает этот дневник и делает его достоянием общественности. А дальше бал, разоблачение героя, его отповедь свету и ожидание этим светом компромиссного примирения. 

Без преувеличения можно сказать, что завершающая гастроли москвичей постановка – лучшее, что увидели в эти дни казанцы: «Чайка» – весьма спорная и разностильная интерпретация «чужого» для Малого театра Чехова, причем артисты, включая народных, не слышат друг друга, «Свадьба» – занятная интермедия, остроумно поставленная и ярко исполненная, вызывающая смех, но не претендующая на серьезный разговор, этакая умело сделанная иллюстрация к Чехову-шутнику, «Тайны мадридского двора» – интрига в костюмах, «большая французская опера», изматывающая публику хитросплетением позывов и многословием средневековых персонажей, при этом смысловая и эмоциональная связь «реплика – реплика» была отнюдь не главной (некоторые зрители на прошлых спектаклях покидали зал, не дожидаясь антракта). И вот – вполне гармоничная «традиция», не исторический музей, не «нафталин», в чем нередко обвиняют Малый, а живое театральное действо, рождающее у пришедших в театр и непосредственное сочувствие герою, и концептуальную солидарность с писателем и соавторами постановки. 

Режиссер Владимир Бейлис, отказавшись от новомодных изысков, явил казанцам – вместе с прославленной труппой, конечно, – добротный и по-настоящему хороший театр. Богатые декорации народного художника России Энара Стенберга, свободно задышавшие на большой сцене Камаловского, динамично и тихо сменяемые благодаря вращающемуся, как в старые добрые времена, кругу, подчеркнули солидность совместной работы. Единственное, что вызвало неприятие – музыкальное оформление, структурно обращающее нас к черно-белым кинодетективам и триллерам середины прошлого века: дабы подчеркнуть сюжетно важный момент, синхронно включается соответствующая настроению музыка. Уж лучше бы никаких звуков, кроме речей героев пьесы. Вместе с тем романс от Турусиной – Юдиной, под закулисное фортепиано, вписался в ткань спектакля прелестно: конечно, то еще «бельканто», но именно живой романс, часто созданный в самом театре, – непреходящий по исторической, а иногда и художественной ценности атрибут постановок Малого театра. 

По-доброму приняли казанцы (зал был полон до отказа, включая боковые проходы) работу актеров: Вершинина, поразительно точно вылепившего образ играющего под дурачка карьериста, Потапова, порадовавшего нас здоровым темпераментом и в чеховском водевиле, Моисеевой, Клюева, Юдиной. Приятным открытием стал молодой артист Скряпкин. Несколько неожиданным предстал Городулин – Клюквин, пожалуй, чего-то большего ждали от Манефы – Чуваевой.

Однако по-настоящему проблематичным, по мнению «провинциальных» казанцев, остался образ Мамаевой в исполнении кинозвезды прошлых лет Ирины Муравьевой. Модулирующая игра голосом, с акцентом на шепелявость, «купеческие» или «мещанские» замашки в пластическом рисунке, избыточные в классическом театре обращения в зал – похоже, что-то не сложилось в данной работе безусловно талантливой актрисы, любимой публикой. И это не частность: несколькими днями ранее зрители так же были озадачены прочтением Муравьевой образа Аркадиной в чеховской «Чайке».

Как и в казанской версии, у москвичей чуть смазанно – с несколькими пространственными центрами – прозвучал финал.

И еще одна традиция, замеченная также на гастролях в Казани: с незапамятных времен некоторые актеры Малого театра обязательно в полтора-два раза старше воплощаемых ими персонажей.

И все же недостатки, на придирчивый взгляд казанских любителей театра, ничто по сравнению с полнокровным и, по большому счету, честным предъявлением татарстанцам нашего Островского – наиболее чтимого из «иноязычных» авторов недавним корифеем Камаловского театра народным артистом СССР режиссером Марселем Салимжановым.

Посещение уникальным коллективом театральной Казани – невзирая на мелочи, вроде единой программки на все спектакли, в которой не отмечены галочкой исполнители, а их несколько составов, – вошло ярким и значимым событием в культурную жизнь столицы Татарстана. Остается надеяться, что благотворное для театралов Москвы и Казани сотрудничество Камаловского и Малого продолжится и перекрестные обмены сценическими новинками творчески мощных трупп будут регулярными.

Фото Сергея САВВИНА

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2