news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

«Татфондбанк» не сдается

Кому на руку ажиотаж и паника у банкоматов?

В связи со сложившейся ситуацией на финансовых рынках появилась волна слухов о возможном прекращении банковского обслуживания ОАО «АИКБ «Татфондбанк», а также о том, что невозможно снять наличные денежные средства в банкоматах банка. Сложившуюся ситуацию разъяснил на пресс-конференции в Агентстве РТ по массовой коммуникации «Татмедиа» первый заместитель председателя правления ОАО АИКБ «Татфондбанк» Тахир Гайнутдинов. Пресс-конференцию провел генеральный директор ИА «Татар-информ» Леонид Толчинский.

Правда ли, что «Татфондбанк» испытывает определенные сложности и чем они вызваны?

Т.Г.: Финансовые сложности любой компании характеризуются тремя составляющими: несвоевременное исполнение своих срочных обязательств, уменьшение чистых активов и отсутствие либо сокращение прибыли. На сегодняшний день валюта баланса банка составляет 63 млрд. рублей, величина работающих активов - 45 млрд. рублей. Ресурсная база сформирована за счет физических и юридических лиц и составляет порядка 35 млрд. рублей. Участие акционеров в уставном капитале составляет 6,3 млрд. рублей. Прибыль по итогам работы за 9 месяцев текущего года составляет 195 млн. рублей.

Наша отчетность подтверждена Национальным банком РТ и международной аудиторской компанией «Прайсвотерхаус». Хорошим показателем доверия к нашему кредитному учреждению является размещенный еврооблигационный займ. Мы имеем подтвержденный международный рейтинг «Модис». На сегодняшний день «Татфондбанк» финансовых сложностей не имеет, и до вчерашнего дня мы исполняли свои обязательства. Банк продолжает выдавать кредиты. У нас на сегодняшний день упрощены условия получения ипотечных кредитов, снижена единовременная комиссия с 2,5 до 1 процента.

Из-за чего возник ажиотаж?

Т.Г.: На фоне складывающейся ситуации на мировых финансовых рынках, сопровождающейся падением фондовых индексов и объявленным банкротством крупных инвестиционных банков и компаний, которые занимались краткосрочными спекулятивными операциями на фондовом рынке, любая некорректная информация в отношении кредитных учреждений воспринимается болезненно. Мы вынуждены констатировать, что «Татфондбанк» не остался в стороне от этих процессов.

Наш банк довольно крупный. Мы имеем 97 отделений, в которых работает 1600 человек. Нашими клиентами являются 300 тысяч человек. При непосредственном участии банка обновляются и создаются основные производственные фонды многих татарстанских предприятий. Наш банк вносит вклад в реальный сектор экономики. Может быть, кому-то было на руку раскрутить вокруг нас информационную войну, ажиотаж и панику. Источник информационной агрессии в настоящее время устанавливает наша служба безопасности.

Я хочу обратиться ко всем нашим клиентам с рекомендацией не поддаваться панике и проявить благоразумие. Ресурсная база банка была сформирована за продолжительный период и в течение 1-2 дней не может быть обналичена через оборотные кассы и банкоматы.

Ажиотаж создает угрозу доступности банковских услуг. Считаю, что нужно постараться сохранить целостность банковской системы и обеспечить нормальное прохождение платежей.

В каких сферах реальной экономики работают деньги банка?

Т.Г.: Порядка 25 процентов наших кредитных средств работают в агропромышленном комплексе, главным образом это предприятия переработки: элеваторы и хлебокомбинаты, БКК, «Казаньзернопродукт» и др. Эти средства вложены с прибылью. Чистые активы предприятий положительные. Так что сохранность денежных средств и их целевое использование «Татфондбанк» гарантирует. Кроме этого, мы работаем с дорожными предприятиями, которые развивают дорожную инфраструктуру. Малый бизнес мы выделяем как особый приоритет в своей работе. В основном это предприятия, предоставляющие различные услуги населению, производящие автокомплектующие, продукцию легкой промышленности.

Какие конкретные меры сейчас предпринимаются банком?

Т.Г.: Сегодня мы, как и в целом, Правительство РФ, Центробанк сознаем сложности в финансовом секторе РФ. Поэтому мы предприняли ряд мер по смягчению негативных последствий кризиса. Снижены нормативы обязательств, что добавило ликвидность. Высвобождены средства из фонда обязательного резервирования и поставлены на корреспондентский счет. Они направляются на исполнение срочных обязательств перед физическими лицами и перед юридическими лицами в том числе.

Дополнен перечень возможностей Центробанка по предоставлению беззалоговых кредитов. На следующей неделе по этому поводу будет сделано официальное сообщение. Думаю, что Центральный банк РФ нас включит в соответствующий список, и мы будем допущены к получению этих кредитов. Также Центробанк расширил перечень возможных кредитов, которые будут рефинансированы. Это говорит о качестве наших активов. Т.е. Центробанк признает, что за этими активами стоит реальный залог и что кредиты выданы строго по целевому назначению и на сегодняшний день эти проекты прибыльны. По данному поводу также позже будет сделано официальное сообщение.

Заинтересован ли «Татфондбанк» в работе с клиентами за пределами Татарстана? Как у вас обстоят дела с ипотечным кредитованием?

Т.Г.:
Безусловно, заинтересован, и у нас утвержден план регионального развития. В этом году мы открыли 18 подразделений, в том числе 3 региональных филиала в Новосибирске, Санкт-Петербурге и в Сургуте. Оставшиеся 15 подразделений открыты в Татарстане. Ипотечные кредиты мы выдаем. Наши требования вполне доступны и соответствуют рыночным условиям.

Подтверждаете ли вы информацию о том, что Российский банк развития открыл кредитную линию для «Татфондбанка»?

Т.Г.:
На самом деле мы давно и плотно взаимодействуем с Российским банком развития. В рамках реализации программы мы осуществляем кредитование малого и среднего бизнеса. Общая сумма кредитной линии составляет 1 млрд. 100 млн. рублей. Это составляет весьма значительную сумму в общем лимите «РосБР» на всю Российскую Федерацию.

Какую долю в структуре ваших активов занимают ценные бумаги?

Т.Г.: Портфель наших ценных бумаг составляет 4 млрд. рублей, что составляет порядка 6,5 процента от валюты баланса. 1,5 млрд. рублей составляют бумаги, отнесенные к ломбардному списку. Под них всегда есть стопроцентное рефинансирование. Оставшиеся средства составляют облигации первоклассных заемщиков. В основном это облигации банков и крупных предприятий РФ.

Каково соотношение между собственными средствами банка и средствами физических и юридических лиц?

Т.Г.:
Собственные средства банка составляют 6,3 млрд. рублей. Средства юридических и физических лиц - 35 млрд. рублей.

Каковы, на ваш взгляд, дальнейшие последствия сложившейся ситуации?

Т.Г.: Сейчас банк создает себе ликвидную подушку. Эти средства позволят обеспечить выполнения обязательств. Но это вопрос не одного дня. Думаю, что в течение 7-10 дней мы его решим. Все зависит от того, как будет дальше развиваться ситуация с возникшим ажиотажем. Стабильность банка зависит от уверенности клиентов в банке. Если ситуация не изменится, то до оздоровления и успокоения могут быть введены определенные ограничения по снятию наличных денег в банкоматах. На сегодняшний день мы технически не готовы и не справляемся с таким количеством обращений. Также могут быть введены ограничения и в операционных кассах офисов. Вчера мы обслуживали людей до последнего клиента - до 9 часов вечера. Возможно, мы введем ограничения по досрочному снятию вкладов. Это - вынужденная мера. Мы стараемся обеспечивать прохождение платежей клиентов. Важный приоритет в нашей работе - это налоговые и кредитные платежи, а также коммунальные платежи, оплата образовательных и медицинских услуг, выдача пенсий.

Подготовила Наталья РЫБАКОВА

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2