Казанские журналисты встретились с Кевом Салиховым

(Казань, 29 ноября, «Татар-информ», Наталия Шадрина). Вчера в Академии наук РТ состоялась очередная встреча рамках проекта, организованного пресс-службой АН РТ и направленного на сближение академической науки и журналистов с целью более объективного освещения вопросов науки в прессе. На этот раз журналисты встретились с Кевом Салиховым, вице-президентом АН РТ, директором Казанского физико-технического института им. Е.К.Завойского.

Доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАН, академик АН РТ Кев Салихов является специалистом в области изучения динамики спиновых систем в парамагнетиках, томографии, нанолитографии.

Кев Миннулинович рассказал журналистом о том, как пришел на пост директора КФТИ. Он 25 лет работал в одном из научно-исследовательских институтов новосибирского Академгородка, в институте, известном во всем мире, в том числе и исследованиями в области электронного парамагнитного резонанса, родиной которого является Казань. Однажды Кеву Салихову предложили принять участие в выборах на замещение должности директора Казанского физико-технического института, что было шансом развить в столице Татарстана направление работы, связанное с изучение парамагнитного резонанса, чем и воспользовался ученый, вот уже 20 лет занимающий этот пост. «Я хочу сделать Казанский физтех лучшим институтом в мире, и даже установил срок реализации этого проекта – конец 2010 года», - отмечает он.

Кев Салихов является, помимо всего прочего, председателем Совета по нанотехнологиям РТ, это направление его деятельности также обсуждалось на встрече. Профессор подчеркнул, что нанотехнологиями занимаются все исследователи, которые рассматривают те или иные процессы на молекулярном уровне. Однако развитие именно нанотехнологий выводит подобные исследования на новый уровень, открывает новые перспективы. «Эта методика позволяет строить любую, наперед заданную конструкцию из атомов и молекул, но мы пока далеки от создания технологий в этой области», - объясняет Кев Салихов. По словам доктора физико-математических наук, сейчас принято называть нанотехнологиями даже то, что не имеет к ним никакого отношения («все, что не видно глазом, все - нано»), однако в Татарстане и до нанотехнологического бума существовал ряд институтов, действительно занимающихся данной проблематикой, среди них Физтех, Арбузовский институт, физический факультет КГУ. В начале декабря в Москве состоится большой форум по нанотехнологиям, где будут представлены разработки в том числе и КФТИ.

Журналисты задавали вопросы и о практическом применении тех фундаментальных исследований, которые ведутся в институте, возглавляемом Кевом Салиховым. В качестве самом значительного примера ученый привел разработку магнитно-резонансного медицинского томографа, проекта, который поначалу казался неосуществимым, но работу над ним поддержало руководство республики, в частности Президент РТ Минтимер Шаймиев, и теперь томограф существует, однако пока есть сложности с серийным его производством.

Особенно интересными показались журналистам разработки Кева Салихова в области телепортации. Исследователь отметил, что конечно это не та телепортация, о которой пишут фантасты, перемещение тела из одного места в другое таким способом невозможно. Однако по всей вероятности существует явление квантовой телепортации, расчеты которой уже произведены ученым, и в скором времени будет проделан практический опыт.

Задавали Кеву Миннулиновичу и личные вопросы, о том, что привело его в науку, о том как и насколько он ощущает свою этничность, что любит читать, верит ли в существование Бога. Ученый оказался человеком очень открытым и искренним и говорил о том, что, например, в науку его привели два обстоятельства: во-первых, его школьная учительница истории, которая научила будущего исследователя системному подходу в работе, а во-вторых, его собственное стремление постоянно думать, находить те или иные варианты разрешения самых различных ситуаций. По поводу свое этничности, а Кев Салихов - татарин родом из башкирской деревни, он ответил, что в детстве очень много и самое лучшее взял от татарской культуры, но в дальнейшей жизни принял и русскую, чему очень рад. Ученый очень любит петь татарские песни, и даже исполнил журналистам свою самую любимую. Из художественной литературы предпочитает детективы, но не может выделить кого-то из авторов, потому что читает, в основном, в дороге, во время вынужденных пауз в работе. По поводу веры в Бога Кев Салихов ответил: «Я верю в науку, не вижу, чем бы мне помогла гипотеза о существовании Бога, однако очень уважительно отношусь к религиозности, и резко против, когда на этом спекулируют».

В целом Кев Салихов, человек, имя которого расшифровывается как «Климент Ефремович Ворошилов», произвел впечатление удивительно открытого, увлеченного и в какой-то мере дерзкого в своих научных исследованиях ученого, который не унывает и, по его собственным словам не любит ходить, а предпочитает бег, потому что ходьба – это бесполезная трата времени.