news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

От Темучина до императора

В прокат выходит историческая кинолента о «потрясателе Вселенной»

В кинозале столичного торгово-развлекательного центра «Атриум» состоялся пресс-показ нового художественного фильма режиссера Андрея Борисова «Тайна Чингис Хаана», снятого по мотивам романа Николая Лугинова «По велению Чингис Хаана».

Это первый кинофильм якутского режиссера, уже достаточно хорошо известного в мире театрального искусства. Он заслуженный деятель искусств ЯАССР, лауреат государственных премий СССР и РФ, был актером и режиссером Якутского Государственного драматического театра имени П.Ойунского, министром культуры Якутии, создал Арктический институт искусства и культуры и до сих пор является его ректором.

Не только для режиссера, а и вообще фильм «Тайна Чингис Хаана», как сказано в пресс-релизе, «первый в новейшей российской истории кино столь масштабный национальный проект, реализованный на региональном уровне».

В нем прослеживается период от рождения мальчика Темучина до становления его императором.

Три друга детства. Три названных брата. Двое пойдут по пути войны, и народ признает в них вождей. Третий будет посвящен в таинство и станет шаманом. Но лишь одному из них суждено стать повелителем всей степи. Он избран Тенгри, Вечным Синим Небом. И само Небо пошлет ему испытания. Любовь к женщине сделает его воином. Верность закону приведет к братоубийству. Стремление к мирной жизни заставит начать войну. Совет 9-язычных племен провозгласит его владыкой и даст имя древнего божества - Чингис Хаан.

Таков вкратце содержание фильма. Но в эти телеграфные строки сценария фильма вмещены такие потрясающие массовые кроваво-батальные сцены, глубинные философские размышления о войне и мире, дружбе и предательстве, перемежающиеся с нежными лирическими и познавательными этно-бытовыми картинками той далекой эпохи, и показаны такие уникальные географические просторы и ландшафты Евразии, на которых разворачиваются события, что поневоле от зрителя превращаешься в соучастника того, что происходит на экране. Этому превращению, конечно же, способствует и яркая, талантливая игра актеров.

«Сам образ и личность Чингис Хаана потребовал от меня ответственности в выборе актера, - сказал на пресс-конференции после показа фильма журналистам режиссер Андрей Борисов. – Нужно было найти человека, не только похожего на легендарного монгола, но несущего информацию о тех временах на генном уровне. Время шло, просмотрели человек двести, актера не было. Помог случай. Андрея Борисова пригласили как члена международной организации ТЮРКСОЙ на театральный фестиваль «Науруз» в Казань. И там на глаза режиссеру попался артист Тувинского музыкально-драматического театра Эдуард Ондар, который играл в шекспировском «Короле Лире». После проб у Борисова не осталось никаких сомнений: это настоящий Чингис Хаан.

Игра Эдуарда Ондара завораживает. Но исполнил роль третьего, уже взрослого, Чингис Хаана. А был еще Тимучин в детстве, потом Тимучин в юности. Эти роли очень убедительно и «натурально» сыграли мальчик Аян Успун из тувинского горного села, которого сначала из-за длинной косы киногруппа приняла за девочку, и Сергей Егоров, выпускник Арктического института искусств и культуры.

Одна из самых драматичных и напряженных сюжетных линий связана с образом другого главного героя – Джамухи, побратима Чингис Хаана. Еще маленькими мальчиками они обмениваются амулетами и клянутся в вечной дружбе. После гибели младшего брата Тайчара, убитого за кражу коня (ради любимой) дружинниками Темучина, Джамуха идет войной на своего побратима и в итоге погибает. Его трагическую судьбу на экране воплотил талантливый монгольский актер Оргил Махаан, игравший Чингис Хаана еще в популярном документально-художественном фильме производства «Би-би-си» (Великобритания).

Приятно было видеть в титрах фильма и в самом фильме народного артиста из братского Башкортостана - главного режиссера Башкирского государственного театра имени М.Гафури Хурматуллу Утяшева, его блистательную игру в роли Тайан хана - предводителя могущественного племени найманов. Х. Утяшев играл и самого Чингис Хаана в театральной притче «Последнее море Чингис Хаана» на сцене Башкирского драмтеатра.

Любопытный факт был приведен на пресс-конференции: в фильме снялись 13 актеров, которые в свое время играли «потрясателя Вселенной» в разных театральных и кино постановках. Они представляют разные страны: КНР, Монголию, США, Германию, Россию, в частности ее регионы – Алтай, Бурятию, Башкортостан, Калмыкию, Тыву, Хакасию, Саха (Якутию).

Международный состав актеров, как признались создатели фильма журналистам, создавал определенные трудности на съемочной площадке. А были еще трудности климатические, когда сама природа испытывала на прочность и актеров и съемочную группу. Как, например, в Тыве: «днем – жара под 40 градусов, а ночью без свитера из юрты не выйдешь».

Впечатляют своим размахом батальные сцены в фильме. В них, как рассказал А.Борисов, были задействованы несколько тысяч настоящих всадников, которых выделило Министерство обороны Монголии. С армией работала Ассоциация каскадеров Монголии, в каскадерских сценах принимали участие также российские и китайские мастера. В фильме довольно подробно показаны не только жестокие сцены сражений, но и тактика ведения боя, как, например, в эпизодах войны с найманами, которая помогла Чингис Хаану одержать победу над многократно превосходящими силами противника.

Впрочем, нет надобности подробно пересказывать содержание этой киноэпопеи: в марте фильм выйдет в широкий прокат. И зрители, а также дотошные критики смогут сами воочию увидеть и оценить это произведение, сотворенное в содружестве тремя кинокомпаниями – «Ургэл В» (Россия), «Нямгаава Фильм Продакшн» (Монголия) и «Brown Wolf Production” (США) при поддержке Министерства культуры и духовного развития, бизнес-структур Республики Саха (Якутия), Министерства образования, культуры и науки Монголии. Тут хотелось бы сказать лишь то, что «якутский взгляд» на историю Чингис Хаана - это еще одна и весьма смелая и удачная попытка взглянуть вглубь истории многонационального Российского государства, где тюрко-монгольский период занимает - и по времени, и по содержанию - весьма значимое место.

Рафис ИЗМАЙЛОВ

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2