Казанские ученые научились создавать искусственные многоклеточные системы

Исследования открывают новые горизонты в тканевой инженерии и трансплантологии.

(Казань, 19 мая, «Татар-информ»). В текущем номере вестника Королевского общества химиков Великобритании «Chemical Science» опубликована статья об исследованиях по созданию искусственных многоклеточных систем, проводимых сотрудником кафедры биохимии КГУ и кафедры химии Университета города Халл (Англия).

Исследования в рамках программы грантов правительства РТ «Алгарыш» проводили кандидат биологических наук Равиль Фахруллин и Весселин Паунов. Ими был разработан и описан принципиально новый класс биоколлоидных частиц, получивший название «цитозомы». Авторы считают, что созданные ими структуры указывают на возможный путь эволюционного развития многоклеточных организмов и найдут широкое применение на практике, сообщает пресс-центр КГУ.

Цитозомы были получены в результате покрытия неорганических микрокристаллов (использованных в качестве несущей формы – «темплата») несколькими слоями противоположно заряженных полимеров и последующего нанесения живых клеток дрожжей на поверхность несущих форм. Затем микрокристаллы растворяли, и в результате были получены полые трехмерные структуры, удивительно напоминающие простейшие многоклеточные организмы. Клеточные монослои плотно прилегают к поверхности капсулы и полностью воспроизводят форму микрокристаллов (в работе использовали палочковидные и кубические кристаллы). Исследователи выяснили, что манипуляции с клетками не оказывают на них токсического воздействия, и цитозомы длительное время сохраняют свою жизнеспособность. Для селективного выделения цитозом и для манипуляции ими в пространстве с помощью магнитного поля были использованы магнитные наночастицы, включенные в один из слоев полимерной капсулы - несущей клетки.

По словам Равиля Фахруллина, цитозомы являются простейшей моделью, объясняющей возникновение колониальных и, возможно, многоклеточных организмов из одноклеточных предшественников. Те операции, которые были выполнены учеными из Татарстана и Англии в пробирке, вполне могли быть осуществлены и в природе. Кроме того, технология получения цитозом, успешно опробованная на клетках дрожжей, может быть использована для получения многоклеточных структур, состоящих из практически любых клеток и повторяющих любые несущие формы, что открывает новые горизонты в тканевой инженерии и трансплантологии. В настоящее время ученые продолжают исследования и в скором будущем постараются перейти к более сложным системам.

***Ив