news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В Израиле презентовали книгу о жизни и творчестве дирижера Натана Рахлина

Презентация книги Георгия Кантора «Жизнь для вечности» состоялась в Российском культурном центре Тель-Авива.

(Казань, 16 апреля, «Татар-информ»). Презентация книги Георгия Кантора «Жизнь для вечности» состоялась в Российском культурном центре Тель-Авива.

Георгий Михайлович рассказал о работе над книгой, посвященной жизни и творчеству Натана Рахлина, одного из самых знаменитых дирижеров ХХ столетия. Известный казанский музыковед, который сейчас живет в Израиле, выступает в книге как составитель, комментатор и редактор.

Вспомнить о маэстро Рахлине в Российский культурный центр пришли старые «рахлинцы», игравшие с Натаном Григорьевичем в 1960-1970 годы: скрипачи Вениамин Райхлин, Майя Геллер, Рая Драгобецкая, кларнетист и инспектор оркестра Геннадий Савельев с женой Паолой, виолончелистка Татьяна Литинская и другие. Был показан фильм о Натане Рахлине «Аура любви», снятый Р. Гаряевой на Казанской студии телевидения в 2004 году.

В завершение презентации книги было небольшое «музыкальное приношение»: пианистка Раймонда Шейнфельд, музыкант европейского уровня, сыграла несколько пьес Чайковского, Листа, Бетховена – композиторов, которых Натан Рахлин любил.

У книги, которая имеет подзаголовок «Казанские музыканты о Натане Рахлине. Дневники. Статьи. Воспоминания. Письма», особый ракурс – «казанский». Она рассказывает о последних годах жизни великого музыканта, когда он возглавлял созданный им в 1966 году симфонический оркестр Государственной филармонии республики. Натан Григорьевич умер 28 июня 1979 года.

«Феноменальное музыкально-дирижерское дарование Рахлина исследуется не «алгеброй» научного музыкознания, а живыми воспоминаниями тех, кто с ним репетировал, играл, слушал его в концертном зале, переписывался с ним», – говорится в аннотации книги. Большинство материалов, в том числе, личная переписка, публикуется впервые.

В двух частях о Натане Григорьевиче вспоминают Раиса Ей, Анатолий Тихонов Леонид Любовский, Вадим Венедиктов, Владимир Серебряков, Джавид Кутдусов, Элла Васфельд, Наум Зейдель, Рубин Абдуллин, Фарида Хисамова, Нина Жиганова, Марат Сиразетдинов, Евгений Жирков, Юрий Орлов, Владимир Праченко, Лариса Михеева, Евгений Илюхин, Леонид Сонц, Владимир Васильев, Талгат Ахметов, Фагима Кавеева, Фаина Бурдо и, конечно, Георгий Кантор, который был ведущим большинства концертов рахлинского оркестра.

Особняком в книге стоят воспоминания тех, кто не работал в оркестре. Это фоторепортер «Вечерней Казани Владимир Зотов, снимки которого иллюстрируют книгу, а также актеры Казанского академического русского театра имени В.И.Качалова Юнона Карева и Вадим Кешнер.

Название книги – «Жизнь для вечности» – это название музыкального спектакля, который многие годы с успехом шел в Актовом зале Казанской консерватории. В концерте звучала музыка Петра Чайковского и его переписка с графиней Надеждой фон Мекк.

Третью часть книги составляют письма Натана Григорьевича Якову Жабокругу, Гертруде Пясковской, Назибу Жиганову, Джавиду Кутдусову, Геннадию Савельеву и Александру Марьясину.

В последнем разделе опубликованы казанские газетные рецензии о Натане Рахлине, его рукописи. Георгий Кантор представляет исследование концертного репертуара.

Это вторая книга Георгия Кантора о выдающемся музыканте. Первая увидела свет в Казани в 2006 году («Натан Рахлин. Материалы. Статьи. Воспоминания. Интервью. Издательский дом «Титул-Казань»). Тогда издание было приурочено к первому международному фестивалю памяти Натана Рахлина. Финансировала проект филармония, которая выступила и организатором фестиваля.

Несмотря на всемирную известность дирижера, серьезных исследований о его жизни и творчестве не так уж и много. Воспоминания, мнения, оценки, впечатления, рецензии на концерты с участием великого дирижера разбросаны по многочисленным газетам и журналам. Частично они были собраны в сборниках, изданных в Киеве и Москве небольшими тиражами. Благодаря Георгию Михайловичу, которого можно назвать летописцем истории казанской музыкальной жизни, число публикаций, возвращенных из небытия, значительно выросло.

«Я завершил свои многолетние изыскания в «рахлиноведении, – сказал Георгий Кантор корреспонденту ИА «Татар-информ». – Кое-что из остатков материалов, собранных в процессе работы над книгами о Натане Григорьевиче, передам в музей Государственной филармонии Татарстана».

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2