news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Вадим Дулат-Алеев: «Габаши и Сайдашев для своего времени были авангардистами»

Заведующий кафедрой истории музыки Казанской государственной консерватории прокомментировал споры вокруг проекта «Узгэреш жиле».

(Казань, 14 ноября, «Татар-информ»). Искусствовед, профессор заведующий кафедрой истории музыки Казанской государственной консерватории Вадим Дулат-Алеев прокомментировал итоги проекта «Узгэреш жиле».

Напомним, 5 и 6 ноября на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля с аншлагом прошли концерты Фестиваля татарской песни «Узгэреш жиле» («Ветер перемен»). А 4 декабря состоится концерт в Москве, в Государственном Кремлевском дворце. Этот проект возник по инициативе Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова как воплощение идеи «попытаться что-то изменить» в нашей эстраде. Уже на первом концерте фестиваля Президент сказал, что «продолжение обязательно будет».

«Задолго до премьеры фестивальной программы в прессе развернулась активная дискуссия, которая лишь доказала, что направление задано верное», – считает Вадим Думал-Алеев.

Знаток профессиональной татарской музыки отмечает, что необходимость перемен на татарской эстраде сомнений не вызывала. «Слушатели старшего поколения предпочитают думать, что Хабибуллин (Сайдашев, Жиганов, Яхин, Монасыпов) заняли бы охранительную позицию. Почему же? Ведь при жизни они были самыми что ни на есть новаторами, а про Габаши и Сайдашева вообще можно сказать – «авангардисты». Султан Габаши в самом начале XX века выступал в клубах с исполнением татарских мелодий на… фортепиано (это так же резало слух и не смыкалось с традицией, как сейчас татарский рэп, включенный в песню). А Сайдашев, будучи еще совсем юным, и вовсе заставлял музыкантов татарского ансамбля играть… на два голоса», – приводит искусствовед в пример воспоминания Мансура Музафарова.

Музыкальный историк уверен, что полноценной инфраструктуры в области академической музыкальной культуры, какая существует в Татарстане, до сих пор нет у большинства регионов России. И заключает: «Любое новое явление в искусстве подразумевает хоть маленькое, но отличие от предшествовавших произведений или проектов... Еще есть закон восприятия современниками нового явления в искусстве». Профессор также отметил, что в недалеком будущем слова «новшество», «сенсация», «бомба» понадобятся не для описания музыки фестиваля (ничего сенсационного в ней никто уже не увидит и не услышит), а для характеристики его значения.

Подробнее об этом читайте в материале по ссылке.

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2