news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Разработка казанских химиков позволит создать в РТ производство экспресс-тестов

Методика позволяет в восемь раз быстрее определять нитропроизводные, наличие и концентрация которых являются показателями загрязнения среды.

Разработка казанских химиков позволит создать в РТ производство экспресс-тестов

(Казань, 10 января, «Татар-информ», Оксана Романова). Разработанное молодыми казанскими учеными новое поколение сорбционных материалов может стать стартовой точкой для создания в республике собственного предприятия по производству экспресс-тестов.

Исследование, выполненное на базе Химического института имени Бутлерова К(П)ФУ аспиранткой лаборатории супрамолекулярной химии Рамилей Зиатдиновой, в ноябре прошлого года вышло в финал конкурса «Технократ» в Москве (итоги состязания станут известны в конце января). Также его презентовали в программе для молодых инноваторов при федеральном Фонде содействия инновациям «Умник», а в преддверии 2017 года оно было удостоено стипендии мэра Казани.

В ходе исследования было создано вещество, способное избирательно и при этом в восемь раз быстрее (за три часа) по сравнению с существующими методами определять нитропроизводные, которые используются при производстве красок, пластмасс, пестицидов, в нефтехимической и целлюлозно-бумажной промышленности. Контроль стоков этих предприятий необходим для поддержания экологического равновесия и чистоты окружающей среды.

«Это все загрязнение воды. А человечество всегда старается воду максимально очистить. Один из показателей загрязнения воды – содержание нитропроизводных. Кроме того, при производстве продуктов питания и напитков, в медицине, при водоподготовке и после очистки сточных вод для анализа проб также применяются сорбенты. На данный момент мы создали нанопорошок, состоящий из частиц диаметром 13 нанометров, который быстро и стопроцентно выявляет нитропроизводные. Следующий шаг при благополучном развитии направления – создание собственных экспресс-тестов. Пока ученые и лаборатории повсеместно используют импортные. Единственная загвоздка – выйти на производственный масштаб, потому что здесь должно быть очень большое финансирование», – рассказала ИА «Татар-информ» автор работы Рамиля Зиатдинова.

Создать сорбент удалось благодаря добавлению диоксида кремния к известному и широко распространенному коммерческому реагенту. В результате не только восьмикратно возросла скорость реакции (определения нитропроизводных), но и расширились допустимая температура применения (со 100 до 300 градусов по Цельсию) и диапазон кислотности.

«В России и в Татарстане особенно развиты нефтехимическая промышленность, переработка нефти, химические процессы, но нет своих экспресс-тестов для определения загрязнения на выходе таких производств. У нас также есть и заводы по производству красок, очистные сооружения, водоканал, национальная водная компания… Будем продолжать свою работу и надеемся, что она получит реальное воплощение», – сказала Зиатдинова.

По словам заведующего кафедрой органической химии Игоря Антипина, все исследования КФУ нацелены на создание реально действующего продукта. В случае с синтезом группы новых сорбентов речь напрямую идет о малом инновационном бизнесе по производству отечественных аналитических экспресс-систем, но в реальности переход от исследования к внедрению очень сложен.

«Это сейчас актуальная и востребованная тема во всем мире. Экспресс-диагностика – это не только анализ промышленных проб на соответствие санитарным нормам. Это и определение различных биологических веществ (в моче, крови, например, и здесь все не заканчивается на определении, скажем, только сахара крови), это и выявление биомаркеров, которые указывают на какое-либо заболевание до появления симптомов, и так далее. На Западе к таким методикам очень чувствительны, потому что они осознанно хотят жить дольше. Если запускать такое производство у нас, то понятно, что сразу выйти на мировой рынок не получится, а ведь даже при небольших объемах это затраты на сотни тысяч и миллионы рублей. Единственный выход – стартапы, когда человек уходит из науки и сам продвигает свою идею в бизнес. Вопрос в том, насколько он будет успешен в новой сфере», – прокомментировал ситуацию Антипин.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2