news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Александр Сладковский: Встать за пульт на фестивале «Мирас» Абязову сам бог велел!

В казанском ГБКЗ им. С. Сайдашева прошел второй концертный вечер фестиваля татарской академической музыки.

Александр Сладковский: Встать за пульт на фестивале «Мирас» Абязову сам бог велел!

(Казань, 18 февраля, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). В казанском ГБКЗ им. С. Сайдашева прошел второй концертный вечер фестиваля татарской академической музыки «Мирас». На этот раз за пульт Государственного симфонического оркестра РТ встал заслуженный деятель искусств России, народный артист Татарстана, художественный руководитель и главный дирижер Казанского камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов.

Торжественным открытием программы стал «Марш Красной армии» Салиха Сайдашева. Композитор занимает особое место в истории татарской национальной школы: его можно считать одним из основоположников профессиональной музыки в республике. Сайдашев нашел для татарской музыки ритмы, гармонии и жанры в духе нового времени, сплавив фольклор с европейскими направлениями, поэтому не случайно ему посвящают свои произведения многие композиторы Татарстана.

Одно из таких посвящений было исполнено и сегодня – «Увертюра-фантазия на темы песен Салиха Сайдашева» талантливого казанского композитора Александра Миргородского. Судьба Мансура Музафарова, чей Первый скрипичный концерт также прозвучал во второй фестивальный вечер, тесно связана с Сайдашевым. Музафаров был хорошим другом Сайдашева, с детства будущие гранды татарской музыки вместе играли в ансамбле. Мансур Музафаров первым из татарских музыкантов отправился учиться в московскую консерваторию. Он, как и Сайдашев, соединил в своем творчестве две эпохи – дореволюционную и новую.

«Сегодняшним концертом мы, как мне кажется, возрождаем незаслуженно забытые произведения. Особенно хотелось бы выделить “Волжскую симфонию“ Александра Ключарева. Лет 30 как минимум она не исполнялась. В свое время ее многие играли, и Натан Рахлин исполнял, но уже очень продолжительный отрезок времени вживую ее никто не слышал. Та же история со скрипичным концертом Музафарова. Я знаю, что в консерватории ее сейчас поигрывают, но это все же студенты, а вот его публичного исполнения оркестром я тоже давно не помню. Возможно, сегодняшний концерт даст новую жизнь этим произведениям. Сайдашев же сегодня звучит и в оригинальном виде, и в опосредованном – через восприятие более современного композитора Миргородского, и это очень интересно сопоставлять», – поделился Рустем Абязов.

Фестиваль «Мирас» проводится уже второй год под художественным руководством народного артиста России, главного дирижера ГСО РТ Александра Сладковского. В программе трех концертов – 15, 18 и 22 февраля – собраны произведения, отражающие вехи исторического развития композиторской школы республики.

«Если вы помните, Рустем Абязов стоял за пультом и в прошлом году. Это было мое решение. Я считаю, это дирижер, который столько лет работает в Казани и не раз вставал к оркестру в прежние годы. Было бы несправедливо, если бы эта традиция была нарушена. Если мы говорим о наследии татарской, татарстанской музыки, то Рустем Абязов – это дирижер, который имеет еще и национальную принадлежность. Для меня это тоже очень важно, чтобы в этом принимали участие настоящие татары. Абязову сам бог велел!» – отметил Александр Сладковский.

Как вспоминает сам маэстро Абязов, в прошлом году на первом фестивале «Мирас» ему поступило предложение сыграть третью симфонию Алмаза Монасыпова, написанную еще в 1974 году. Интересно, что именно это сочинение не игралось вплоть до 80-летия татарского композитора – в 2005 году. «Я считаю, что в симфонической татарской музыке это, бесспорно, самое красивое произведение. Я тогда сразу же согласился. Остальную программу мы выстраивали уже вокруг этой симфонии, и получилось замечательно», – подчеркнул дирижер.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2