Культура

Евгения Ножкина: Как есть пальцы пианиста, так и у меня есть пальцы ткача

В Центре современной культуры «Смена» в Казани открылась выставка тканых работ потомственного воронежского художника с татарскими корнями.
17.10 23:17

(Казань, 18 октября, «Татар-информ», Айсылу Хафизова). Накануне вечером в Центре современной культуры «Смена» открылась выставка «Пряд/тки». Автором необычных гобеленов является дочь знаменитого воронежского художника Александра Ножкина.

Работы тридцатилетней Евгении Ножкиной выставлялись в рамках групповых проектов в галерее «Электрозавод», арт-хабе Untitled, ЦТИ «Фабрика», кураторской мастерской «Треугольник», Центре современного искусства «Винзавод» в Москве, петербургской галерее «Люда», в том числе в рамках параллельной и специальной программы V Международной московской биеннале молодого искусства.

«Мы рады в очередной раз открыть выставку воронежского художника. Евгения связана с Воронежским центом современного искусства. Пару лет назад мы открывали выставку Кирилла Гаршина. Это была первая выставка воронежского художника в «Смене», потом мы открывали выставку Арсения Жиляева. И мне кажется, что ВЦСИ – это институция, одна из немногих, которая созвучна с Центром современной культуры “Смена”. Несмотря на то, что Евгения – из Воронежа, у нее есть довольно прямая связь с Казанью. Мы рады, что ее выставка проходит в период, когда у нас идет фестиваль искусства и краеведения “Искра”, в рамках которого мы пытаемся совместить разные локальные контексты, истории и сюжеты с современным искусством», – сообщил на открытии выставки сотрудник «Смены» Кирилл Маевский.

Он также анонсировал открытие 23 октября выставки «Наблюдатель» и лекцию Екатерины Иноземцевой – куратора Музея современного искусства «Гараж», на которой она расскажет о триеннале российского современного искусства, которое проходило весной этого года. «Я рад, что выставка Евгении тоже попадает в этот контекст исследования нашей локальной памяти, нашей локальной истории. Истории краевой и городской», – сказал Маевский.

Как рассказала Евгения Ножкину корреспонденту ИА «Татар-информ» перед открытием выставки в Казани, ее творческий путь начался с мастерской отца. «Папа делал офорты, мне нечем было заняться, и я ходила к нему в художественную мастерскую и делала офортики. Это печать на железе. Это что-то вроде лубка, только лубок делается на дереве, а железо – это ближе, скорее, к итальянской гравюре. И мою работу в детстве папа послал на биеннале графики, она туда прошла. Из 38 участников из России выставили только 7. И было очень смешно. Когда мы получили каталог, та были такие усатые дяденьки, такие все представительные. Если бы я отправила туда свою фотографию в бантиках и косичках, наверное, точно меня не взяли бы, решили, что это какая-то шутка», – сообщила художница.

С гобеленом автор экспонатов стала работать позже, когда появился опыт. «В институте, поступив на первый курс, я начала работать художником по костюмам и сценографом. В Воронеже, в театре Дома актера и в ТЮЗе на малой сцене, еще институт искусств, дипломные работы. Своим дипломом я на свое удивление выбрала гобелен. И мне так понравилось, и выяснилось, что у меня есть такая способность. Как есть пальцы пианиста, так же и у меня есть пальцы ткача. Люди за это время ткут один, а я тку три», – поделилась собеседница агентства.

Она ушла из театра в 2014 году, когда поняла, что не может совмещать работу с творчеством. «У нас в Воронеже стоит напротив здания администрации и памятника Ленину «стул, излечивающий от жлобства», который создал мой папа. Он меня учил, что художник – это такая же профессия, когда ты встаешь в семь утра, работаешь по 12 часов, независимо от наличия вдохновения. 15-й год был для меня таким большим годом поиска формы, материала, темы», – сказала она.

Как сообщила художница посетителям выставки, при Петре I мастера-гобеленисты обучали ремеслу по 30 лет, и немногие ученики становились мастерами. Ее гобелены создаются просто и легко. Евгения, как хороший скульптор, следует за материалом, не насилует его, поэтому ее работы получаются живыми. «Разная пряжа по-разному отталкивает и впитывает свет. Поэтому все это смешивается и при разном свете работает по-разному. Какие-то цвета выходят на первый план, какие-то – на второй. Абсолютно разная ткань с абсолютно разной фактурой и формой», – уточнила она.

Каждый экспонат создавался из определенных видов ткани разных фактур. Несколько экспонатов создавались специально для Казани из местного материала. Для Евгении Ножкиной наш город особенный, это родина ее бабушки – Фирдании Ганеевой. Ее бабушка в студенческие годы уехала на практику в Воронеж по распределению и встретила там своего будущего мужа.

«Моя бабушка родилась в Казани, жила на улице Карла Маркса, 5. Сейчас все это снесли. Она тут родилась, училась. Ее папа, мой прадедушка, Гарафутдин Ганеев, работал в Кремле каким-то служащим, вроде, охранником. Бабушку звали Фирдания, ее сестра младшая – Фира и средний брат – Данил. Ее мама работала у центра Казани, у нее был аптечный киоск – такой лоточек с лекарствами. И бабушка после школы бежала к своей маме, помогала, ходила с этим лоточком, а ее мама уходила на обед. И был очень смешной момент, когда к ним напротив заехали соседи, русские. А бабушка и прабабушка все время называли девочек своих "кызым". Русские соседи запомнили и бабушкиного папу как-то назвали "кызым". И был скандал. Они-то думали, что это имя такое», – пошутила Евгения.

Художница призналась, что Казань для нее всегда остается сказочным городом из рассказов бабушки. Каждый раз приезжая сюда, она находит что-то новое, и карта сказочного города пополняется новыми объектами.

«Казань до сих пор является для меня сказкой. Каждый раз я приезжаю и удивляюсь. Разные люди показывают разные места. Мы с мужем ходили на одни экскурсии, бабушка мне показывала другие места, родственники – третьи. Поэтому моя сказочная карта Казани расширяется и пополняется. Естественно, мне нравится Казань, это, действительно, третья столица. Но при этом, в отличие от Москвы и от Питера, здесь нет рекламы, нет столько пробок. И моя бабушка всегда всем рассказывает о Казани, что здесь очень уважают и женщин, и пожилых людей, всегда уступают место, пропускают пешеходов», – поделилась Евгения Ножкина.

Как призналась автор, названия своим работам она не дает намеренно – каждый человек в них видит свое – у него свои ассоциации, свой багаж памяти.
 

Картина дня

FISU наградила Рустама Минниханова медалью Жана Птижана

Медаль Жана Птижана является высшей наградой Международной федерации университетского спорта.

На открытии Цветочного фестиваля мэр Казани полил грядку и ознакомился с историей железной дороги

Казанцы и гости столицы до конца сентября смогут побывать в цветочно-ландшафтной сказке с прудами, розовыми ретромобилями и прудами.

Испанцы прилетели в Казань на матч чемпионата мира против сборной Ирана

Игра второго тура группы B пройдет в Казани 20 июня, она начнется в 21 час по московскому времени.

Сборная Ирана прилетела в Казань на матч чемпионата мира

В столице Татарстана иранцы 20 июня сыграют против команды Испании.

Ильдар Гильмутдинов: Предмет „татарский язык“ должен быть увлекательным для детей

Необходимо предусмотреть мотивационные механизмы для тех, кто знает государственные родные языки, считает депутат.