news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Славутский: Идет раскол по принципу «кто за что»: кто патриоты, кто либералы, кто «либерасты»

Директор и главный режиссер Качаловского театра поделился впечатлениями после трех премьерных показов спектакля «Бег» по пьесе Булгакова.

Славутский: Идет раскол по принципу «кто за что»: кто патриоты, кто либералы, кто «либерасты»

(Казань, 20 октября, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). Раскол в обществе, подобный тому, что породил Гражданскую войну в России в 1917 году, прослеживается и сейчас. Если раньше разделение существовало на основе социального неравенства, то в наши дни можно наблюдать разделение по принципу политических взглядов: кто патриоты, кто либералы, кто «либерасты». Об этом сегодня на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» заявил директор и главный режиссер казанского Русского драматического театра им. В. Качалова Александр Славутский. После трех премьерных показов спектакля «Бег» по одноименной пьесе Михаила Булгакова Слувутский рассказал о смыслах пьесы и сложностях ее постановки в театре.

«Я очень волновался, делая “Бег”, потому что тут было очень много сложностей. Во-первых, очень сложная драматургия, написанная выдающимся прозаиком нашего времени Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, которого я очень люблю. Во-вторых, это не столько пьеса, сколько киносценарий, с моей точки зрения. Она очень дробная, очень недосказанная, и даже ремарки в ней имеют литературный вес. Поэтому сделать ее в театре было для меня достаточно непросто, – признался режиссер. – Хотя у нас уже есть (в репертуаре – прим. Т-и) спектакль по прозаическому произведению Булгакова “Роковые яйца”. Мы не делали “Бег“ к столетию революции, так получилось, мы не задумывались на эту тему, когда брали его в работу. А когда стали выпускать, тут как раз и подоспел юбилей революции, мы его посвятили (памятной дате – прим. Т-и)».

Постановка вышла в свет 6 октября и рассказывает об окончании Гражданской войны, ужасах смутных времен и человеческих трагедиях после гибели Белого движения. В произведении показаны судьбы белых эмигрантов, выкинутых революцией за границу, суровая обстановка войны, работа фронтового штаба. Пьеса считается знаковым произведением для автора и была написана на основании воспоминаний жены Булгакова об эмигрантской жизни и на мемуарах генерала Слащева.

«Нас интересовали художественные аспекты этого произведения, конечно же, меня волновала проблема гражданской войны. Это страшная вещь, когда отец на сына идет, а сын на отца. Вот этот раскол, то, что в обществе сегодня и происходит: раскол по принципу “кто за что” – кто патриоты, кто либералы, кто “либерасты”. Вот вчера Ксения Собчак (журналистка и телеведущая – прим. Т-и) объявила, что она хочет быть кандидатом в президенты. Очень смешно вчера ее Иван высмеял, и Галкин шутил по этому поводу (телеведущие Иван Ургант и Максим Галкин – прим. Т-и). В общем, когда идет такой раскол в гражданском обществе, я думаю, что это произведение не может быть несовременным. Важно его выразить. Я люблю выражать в форме человеческого общения. Мы взяли очень красивую музыку, и у нас получился “Бег” в ритме вальса. Я пытался изобразить вальс, этот полет во времени», – рассказал Александр Славутский.

Автор постановки признался, что его до сих пор мучает тема внутренних дрязг тех лет, подрывающих все человеческое: семейные, дружеские узы, – разрывающие страну на части. Александр Славутский вспомнил, что в репертуаре Качаловского театра есть еще одна постановка, в которой явно прослеживается эта тематика: моноспектакль актрисы Светланы Романовой о жизни и судьбе Марины Цветаевой.

«Там тоже эта тема прослеживается: почему русский человек должен был оказаться за рубежом и быть там оторванным, а потом приехать и погубить себя где-то в Елабуге. Даже работы не дали человеку в Чистополе, даже посудомойкой не пустили, – выделил режиссер. – Это все кроется в том времени. Ведь это тоже судьба: прообраз генерала Хлудова – Яков Слащев вернулся на родину и преподавал в военной академии. Он был человеком очень резким, довольно резко высказывался по поводу многих вещей. В него кто-то выстрелил из слушателей, он не шелохнулся, повернулся и сказал: “Как воевали, так и стреляйте!” Его убили в 1929 году».

«Для меня лично Россия, дом, земля, родина – это понятия краеугольные, фундаментообразующие. Это та основа, без которой человек не может быть счастлив. Ведь мы же пожили в разное время. Мои коллеги многие убегали за рубеж, уезжали и возвращались. Я никогда не хотел уехать», – заключил режиссер.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2