Культура

«Василию Плетневу было не суждено сыграть эту вещь»: в Казани прошла премьера «Татарской рапсодии»

Сын легендарного педагога Михаил Плетнев представил произведение, написанное им специально для отца, и передал в дар консерватории семейную реликвию.
13.03 23:30

(Казань, 13 марта, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). Сегодня большим гала-концертом в Казани завершился первый Международный фестиваль имени основоположника отечественной баянной исполнительской школы, дирижера, прославленного педагога, отдавшего работе в Казанской консерватории им. Н. Жиганова больше десяти лет, Василия Плетнева. На сцене ГБКЗ им. С. Сайдашева сын легендарного баяниста, музыкант и композитор Михаил Плетнев представил музыкальному сообществу республики премьеру оригинального произведения, написанного для отца – «Татарской рапсодии».

Презентация вызвала бурный ажиотаж. При аншлаге под пристальным вниманием камер наследник Василия Плетнева лично встал за пульт Симфонического оркестра консерватории, а в качестве солиста выступил заслуженный артист Татарстана, профессор Абузар Файзуллин.

«Татарскую рапсодию я написал очень давно, в мою бытность в Казани, а из Казани я уехал в 14 лет, в 13 даже. Все темы, весь музыкальный материал, который в ней используется, не оригинальны, а мной придуманы в татарском духе, на татарском языке, если так можно выразиться, еще в то время, когда наша семья жила в Казани, – поделился Михаил Плетнев. – Потом я уехал в Москву, позже возникла мысль эти все темы (воссоздать). Собственно, она возникла и раньше. Просто непосредственно оркестровкой и подготовкой этого сочинения я занялся где-то через год-два. Но так быстро это все не получилось. Лет через пять или через шесть была готова партитура. Конечно, все это было посвящено папе. Предполагалось, что он сыграет это сочинение.

И оно, собственно говоря, было даже готово в переписке, сам Василий Павлович активно переписывал. Раньше не было ксерокса, это считалось невозможным. Люди, которые имели ксерокс, были под пристальным вниманием органов, я думаю, они даже изымались, поэтому приходилось каждую партию переписывать вручную. Брать ручку, тушь и стараться без помарок писать. Это огромнейшая работа. Но Василию Павловичу было не суждено эту вещь сыграть, хотя он ее выучил даже, у нас есть такая запись домашняя, где он рядом со мной ее играет. А сыграл ее в первоначальном варианте ученик Василия Павловича, по-моему, даже не в Казани, сыграл в Альметьевске. После этого я совершенно забыл про эту вещь, тем более, что она такая, совершенно ранняя. Когда возникла идея провести в Казани конкурс и фестиваль его памяти, я о ней вспомнил, поменял немножко, но в основном все осталось по-прежнему, теперь все, кто захотят, могут ее услышать».

Закрытие фестиваля имени В. П. Плетнева при казанской консерватории

Фестиваль имени Плетнева проходил с 9 марта и без сомнения стал важным событием для музыкального и педагогического сообщества не только Татарстана, но и всей страны. За пять дней на площадках Казанской консерватории прошли мастер-классы авторитетнейших педагогов народных инструментов из России и стран – бывших союзных республик, а также Международный конкурс исполнителей на народных инструментах имени В. П. Плетнева, который собрал свыше тысячи участников.

Учреждение фестиваля в Казани было приурочено к 90-летию со дня рождения Василия Плетнева. За организацию и проведение масштабного форума взялась Казанская консерватория при содействии Фонда поддержки национальной культуры Михаила Плетнева и Посольства Государства Израиль в Российской Федерации. Сверх «обязательной программы» в день открытия фестиваля консерватория презентовала собственное специздание «В. П. Плетнев. Произведения для баяна: сочинения, обработки, переложения, посвящение».

Михаил Плетнев приехал в Казань не только в качестве преемника и хранителя наследия, но и как член экспертного совета. Во время круглого стола, за которым обсуждались вопросы дальнейшего развития исполнительства на народных инструментах, его педагогических аспектов, сын Василия Плетнева преподнес в дар музею Казанской консерватории семейную реликвию – инструмент Василия Плетнева. Баян работы мастера Фиганова находился у музыканта почти всю его творческую жизнь.

«Сколько я себя помню, я помню этот баян, я слышал его фактически каждый день, когда Василий Павлович играл дома, на нем он играл все концерты, на нем же он обучал своих учеников. Я чрезвычайно благодарен Казанской консерватории за то, что память о моем отце здесь и жива, к нему здесь относятся с огромным уважением, с любовью. После некоторых размышлений я решил, что такая реликвия как баян Василия Павловича, пожалуй, должен находиться именно здесь, в месте, где Василий Павлович провел большую часть своей жизни, где он воспитал целую плеяду своих учеников, которые, так или иначе, трепетно к нему относятся по сей день. Пусть он здесь находится, и пусть лауреаты конкурса имени Василия Павловича смогут на нем сыграть, услышать этот голос, этот уникальный голос, который мне довелось слышать каждый день», – заключил Михаил Плетнев.
 

Новости по теме

Картина дня

FISU наградила Рустама Минниханова медалью Жана Птижана

Медаль Жана Птижана является высшей наградой Международной федерации университетского спорта.

На открытии Цветочного фестиваля мэр Казани полил грядку и ознакомился с историей железной дороги

Казанцы и гости столицы до конца сентября смогут побывать в цветочно-ландшафтной сказке с прудами, розовыми ретромобилями и прудами.

Испанцы прилетели в Казань на матч чемпионата мира против сборной Ирана

Игра второго тура группы B пройдет в Казани 20 июня, она начнется в 21 час по московскому времени.

Сборная Ирана прилетела в Казань на матч чемпионата мира

В столице Татарстана иранцы 20 июня сыграют против команды Испании.

Ильдар Гильмутдинов: Предмет „татарский язык“ должен быть увлекательным для детей

Необходимо предусмотреть мотивационные механизмы для тех, кто знает государственные родные языки, считает депутат.