news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Фрески Свияжска тестируют на «родство» с росписями в Архангельской и Владимирской областях

Ученые и реставраторы не оставляют надежды установить мастеров уникальных фресок XVI века.

Фрески Свияжска тестируют на «родство» с росписями в Архангельской и Владимирской областях

(Казань, 26 марта, «Татар-информ», Оксана Романова). Специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ, Москва – прим. Т-и) проверяют две новые гипотезы об авторстве уникальных фресок в Успенском сборе Свияжска. Реставраторы предполагают, что примерами аналогичной живописи и, соответственно, работой мастеров той же художественной школы могут быть росписи Собора Благовещения Пресвятой Богородицы в Сольвычегодске (Архангельская область) и Собора Рождества Христова в Александрове (Владимирская область). Об этом в эксклюзивном интервью ИА «Татар-информ» сообщил бригадир реставрационных работ в Свияжске, художник-реставратор I категории МНРХУ Валерий Косушкин.

«В ходе реставрации мы подтвердили, что свияжская живопись относится к XVI веку. На сегодняшний день подобных аналогов не обнаружено, документов о том, кто был автором, тоже не обнаружено. Но эти росписи на уровне чуда: художники были очень хорошие, очень крепкая была артель. У них уверенный рисунок, у них уверенная расколеровка – они просто мастера. Но при этом неизвестно, откуда они появляются, и неизвестно, куда уходят – исчезают, поэтому нет аналогов этих свияжских фресок. Но тут еще нужно говорить, что до нас из XVI века и дошло очень мало –многое погибло», – пояснил Валерий Косушкин.

Реставрация Свияжского Успенского монастыря

Однако, как рассказал собеседник информационного агентства, в Сольвычегодске Архангельской области все же есть похожее, достаточно близкое изображение горок, на которых стоит Собор Благовещения Пресвятой Богородицы.

«Но дело в том, что сольвычегодская живопись не раскрыта (не проведена реставрация, которая позволила бы увидеть первоначальные росписи собора – прим. Т-и) , и она, с другой стороны, все-таки иного характера – более мелкая, без монументализма, характерного для XVI века. Еще есть знаменитый собор в городе Александрове, также времени Грозного (Собор Рождества Христова – прим. Т-и). Он тоже в процессе реставрации: его судьба достаточно трагичная, поэтому в нем подлинной живописи сохранилось очень мало. С ним еще работают, поэтому проводить исследования достаточно трудно. Но, может быть, в Александровкой слободе (здесь располагалась негласная столица Иоанна IV Грозного – прим. Т-и) и будут эти же самые художники», – предположил Валерий Косушкин.

Он также напомнил, что свияжская живопись, в свою очередь, уникальна еще и тем, что в ней половина используемых красок была не местного происхождения – привозных.

Реставрация Свияжского Успенского монастыря

«Время было еще такое, когда государство уделяло большое внимание вновь присоединенным территориям. Это государственный заказ – царь и митрополит могли людей привезти откуда угодно. А скорее всего, что за этим стоит митрополит Макарий, который сам писал, и имел обширные связи. Росписи в Свияжске могли проводиться только накануне того, как церковная кафедра была перенесена в Казань, когда Свияжск остается религиозным центром на Средней Волге – это где-то 60-е годы XVI века», – уверенно заявил реставратор.

В прошлом году специалисты МНРХУ искали параллели между живописью Успенского собора Свияжска и храма Василия Блаженного в Москве. 

По инициативе реставраторов, выполнявших тогда работы на обоих объектах, для сравнения были отобраны пробы.

«Но дело в том, что там (в храме Василия Блаженного – прим. Т-и) почти все переписано. Оригинала фактически не осталось, поэтому он не может служить идентификатором, с одной стороны, а с другой – схожего с росписями храма Василия блаженного даже близко не было выявлено», – констатировал Валерий Косушкин.

К слову, Cобор Василия Блаженного (в едином комплексе с Московским Кремлем и Красной площадью) входит список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России с 1990 года. Успенский собор Свияжска пополнил список ЮНЕСКО в июле 2017 года. 

Реставрация Свияжского Успенского монастыря

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2